Создание условий обучения и воспитания
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ДОУ
Основные направления работы Учреждения:
1. С детьми.
Цель: Приобретение нормально развивающимися детьми нравственного опыта позитивного общения со сверстниками с ОВЗ, воспитание у них способностей к социальному сотрудничеству.
Особое место при создании условий в Учреждении для детей с ОВЗ отводится обогащению развивающей среды.
На всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ проводится работа по их социализации в общество. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности — привлечение их к участию в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, организуемых в Учреждении и за его пределами.
С целью обеспечения системы развивающего обучения, мы стремимся коррекционную работу осуществлять параллельно развивающей. Это позволяет нам не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого воспитанника. Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей ребенка с ОВЗ и запросов родителей.
Индивидуальная коррекционно- развивающая программа
Педагогическая диагностика является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе. Целью педагогической диагностики является раннее выявление детей с ОВЗ.
Второй этап — коллегиальное обсуждение на консилиуме проблем ребенка: определение направлений коррекционной помощи ребенку и отражение их в индивидуальной программе сопровождения( составляется на 1–3 месяца).
Индивидуальная программа развития ребенка должна решать задачи следующего характера:
•психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников;
•адаптации ребенка к новым условиям обучения;
•профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
•коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
•изучение документов, личных дел;
•знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
•изучение социума ( соц.окружения) ребенка;
•диагностические исследования.
Программа индивидуального развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного учреждения (так же, на заседании ПМПк). Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.
Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно- развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.
Индивидуальная коррекционно- развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
2. С родителями
Цель: Формирование уважительного отношения родителей к ребенку с ОВЗ, как к человеку с особыми потребностями.
Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей.
Педагогическим коллективом ДОУ активно внедряются инновационные формы работы с родителями: обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей.
3. С педагогами Учреждения
Цель: Выстраивание развивающей среды для детей с учетом динамики их актуальных возможностей.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития (пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское, игровое оборудование и т.д.).
Наше образовательное учреждение проанализировало материально-техническую, дидактическую и методическую готовность принятия ребенка с ОВЗ и ребенка — инвалида в свое учреждение в соответствии со структурой дефекта, заполняет паспорт образовательной среды учреждения (оценка материально-технического оснащения; оснащение групповых комнат; дидактическое и иное оснащение; психолого-педагогическое обеспечение учреждения).
С деятельностью муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 3 г. Липецка можно познакомиться в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу http://detsad3.ru(сайт адаптирован для лиц с нарушением зрения).
Наше учреждение, расположенное по адресу
г. Липецк, ул.Советская.39 (1 корпус ), ул.Пушкина,7 (2 корпус)
предоставляет услуги для детей с ОВЗ в специально выделенных помещениях.
- В детском саду созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями:
- с нарушением речи,
- задержкой психического развития.
- с поведенческими расстройствами и нарушением общения.
- Ваш ребенок может посещать группы компенсирующей направленности при наличии медицинского заключения.
- Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
- На все интересующие Вас вопросы также можно получить квалифицированные ответы специалистов детского сада:
-педагога – психолога Андреевой Ольги Юрьевны
-учителя-логопеда Коковиной Натальи Анатольевны
-учителя-дефектолога Головиной Татьяны Николаевны
- Наше образовательное учреждение имеет следующие условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ на территорию и в здание детского сада:
- возможность самостоятельного передвижения по территории и зданию детского сада;
- сопровождение работниками детского сада посетителей и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта
- изучение материалов, подготовленных специалистами по наиболее часто задаваемым родителями вопросам http://detsad3.ru
- консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через форму обратной связи или при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада dou3lipetsk@mail.ru, mdoulip3@yandex.ru.
- телефон доверия (горячей линии) по вопросам нарушения прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными вопросами здоровья телефон 250-797, а также контактные телефоны иных руководящих работников, расположенные на сайте http://detsad3.ru.
Работа педагогов с детьми с (ОВЗ) в дошкольном учреждении
Дети с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья)– это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
- создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
-осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими дошкольное образовательное учреждение:
- Сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
- Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
- Разработка и реализация индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ
- Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по основной адаптированной образовательной программе
- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
- Проведение промежуточной диагностики и анализ
- Консультирование родителей
Профессиональная взаимосвязь всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии:
-совместного планирования работы;
-выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач.
В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Только в этом случае коррекция недостатков у дошкольников с ОНР и дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.
Успешное преодоление недоразвития у дошкольников коррекционных групп возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- разрабатывает индивидуальные маршруты развития ребенка;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень развития речи;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Учитель-дефектолог:
- проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует уровень психофизического развития , его способности к обучению;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений, развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.); развивает коммуникативные способности детей;
- знакомит родителей с особенностями системы коррекционно- педагогической деятельности, раскрывает необходимость уточнения, развития и закрепления достижений и навыков в домашних условиях, обучает конкретным приёмам работы с детьми;
- представляет сравнительные результаты диагностического обследования и динамического наблюдения за развитием ребёнка, координирует совместные действия педагогов и семьи.
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
- проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
- Памятка по правам семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов).
- Инклюзивное дошкольное образование.
- Существует восемь основных принципов инклюзивного образования
- Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
- Правила этикета при общении с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ
- Особенности взаимодействия с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ